Новостной контент
Академия БИМ всегда была на передовой по части внедрения технологии информационного моделирования, как это видно из самого названия компании. Большинство из вас знает, что на протяжении всей своей деятельности (а тому уже более 7-ми лет) мы помогаем специалистам осваивать BIM-инструменты. Мы не только учим работать с ними, но делаем все, чтобы облегчить процесс – разрабатываем удобные плагины и скрипты, создаем библиотеки семейств и даже модели для тех партнеров, которые пока не умеют это делать самостоятельно.
Естественно мы не можем оставаться равнодушными к изменениям, происходящим на рынке. Сегодня мы хотим снова вернуться к теме, которая не один год волнует представителей проектно-строительной отрасли, но за несколько последних месяцев стала проблемой номер один.
Санкции, санкции, санкции…
Текущая ситуация сподвигла меня обратиться к истории. И оказалось, что ничего нового не происходит! Кто-нибудь постоянно устраивает кому-нибудь «санкции» еще с незапамятных времен. Просто они выражались иначе, например, в виде морских блокад, осады городов, но суть от этого не менялась.
Необязательно ходить вглубь веков, достаточно обратиться к цифрам 20 века (их полно в интернете), чтобы увидеть – различные санкции накладывают то на одну, то на другую страну. Если у политиков и дипломатов нет разумных аргументов, а война обходится слишком дорого, то каким еще способом можно задушить экономическое развитие и технологически рост «конкурента»?!
Собственно, именно это сейчас и происходит. Если до 22 февраля под санкциями находилось 2754 российских компаний и физлиц, то вскоре после этой даты эта цифра достигла 7782-х. Конечно, что кто-то говорит, что для них санкции – это возможности. Наверное, для некоторых это так и есть. Но как быть остальным?
Ведь санкционная кампания в полной мере ударила и по рынку проектирования и строительства, в первую очередь, по передовым организациям, которые перешли или находятся на каком-то отрезке пути к использованию BIM-технологий. Те инструменты, на базе которых организована вся деятельность, стали недоступны из-за того, что некоторые вендоры приостановили свою работу в РФ. Так что тем, кто вложил время и деньги в процесс внедрения этой технологии приходится несладко.
Как происходит внедрение BIM-технологии в разных организациях
Я не устаю повторять, что BIM – это процесс, в результате которого на каждом этапе создается, редактируется и дополняется информационная модель здания для разных участников проекта, для разных целей и разных задач. Процесс очень серьезный, требующий постоянного расширения и обновления знаний, я сам постоянно продолжаю учиться.
В этом году я закончил годовую программу по международному BIM и теперь могу поделиться тем, как внедряется технология у разных выгодоприобретателей. Поначалу все довольно понятно – ставишь цели, оцениваешь, какие выгоды даст эта технология. А дальше начинается поиск BIM-консультанта или BIM-менеджера. Происходит исследование компании, составляется некое видение стратегии. Шаг за шагом технология приходит к стандартам, шаблонам, настраиваются сервера, начинается обучение персонала. К слову об обучении. Нередко нам задают вопрос: «Если в компании 300 человек проектировщиков, сколько человек надо учить?» Ответ очевидный – всех!
Наконец, наступает логичный этап внедрения – запуск первого пилотного проекта. Но это не конец. Осуществляется его корректировка и внесение корректировок в документацию, за первым следуют 2-й, 3-й проекты с разным циклом и так далее, и на каждом этапе происходят доработки и докрутка технологии.
Что касается сроков, то, как правило, в небольших проектных командах внедрение BIM идет достаточно быстро, в более крупных – этот процесс значительно сложнее. Вот почему однозначного ответа на вопрос «За какое время вы сможете нам внедрить BIM?» нет. Все зависит от специфики деятельности компании и от команды.
Например, когда мы приходим к строителям, то с учетом сроков строительства внедрение технологии может занимать как 3 – 6 месяцев, так и 2 – 4 года. При этом предстоят те же шаги – первый проект, доработки и исправления, следующий проект… и так непрерывно, т.к. процесс улучшения идет постоянно.
В случае с Заказчиком получается еще интересней. Прежде всего, на первом этапе нужно создать свои Требования к проектировщику и начать предъявлять их на практике к выбранным исполнителям. И главное – необходимо находить проектировщиков, которые, действительно, умеют работать с BIM, а не просто говорят об этом.
Увы, необходимого уровня освоения функционала, достигают очень мало специалистов, и такие специалисты на вес золота. Так что призываю руководителей проектных компаний очень серьезно отнестись к подготовке специалистов.
Про софт или на какой платформе сегодня строить BIM
За последние годы произошли серьезные перемены в сознании руководителей компаний, и теперь многие говорят, что без BIM строительство уже немыслимо. Необходимость отменить или сделать необязательными для бюджетных организаций постановления Правительства РФ №1431 и №331обсуждалась почти год. Только в мае вышло ПП №962 от 27.05.22, которое внесло некоторые изменение в ПП№1431. В любом случае нужно продолжать осваивать BIM-технологию, хотя, это и не просто, и не быстро.
Да, вчера у нас были одни программные продукты, сегодня их нет. Но это всего лишь инструменты. А значит, будут другие, к тому же, есть большой задел. Так что, происходящее усложняет жизнь, но не является катастрофой.
Кстати, с софтом у нас не всё так плохо, как казалось ранее, есть свои вендоры у которых есть собственные разработки для многих специальностей. Конечно, сегодня нашим вендорам очень тяжело, потому что их продукты рассматривают будто под лупой. И это правильно, пользователь должен разбираться, как работает его будущий инструмент.
И еще один немаловажный момент – сила привычки. В теории перейти с AutoCAD на nanoCad достаточно легко, но в реальности иначе: все мы люди, и привычка играет огромную роль. Как всегда бывает на старте, все новое – воспринимается негативно, это некий ребус, в общем, потребуется время, пока другое ПО станет естественным.
Есть несомненный плюс в том, что наши производители программного обеспечения, находятся рядом, можно позвонить им, встретиться и оперативно обсудить необходимые доработки. Мы уже начали сотрудничать в этом направлении, и надеюсь, благодаря плотному взаимодействию с вендорами, удастся быстрее довести функционал и качество отечественного ПО до нужного уровня.
Интероперабельность – это эквивалент слова «свобода»
К счастью, существует способность различных продуктов и систем взаимодействовать и функционировать через открытые интерфейсы, иными словами, интероперабельность. Когда-то давно, когда только появились 3D форматы, люди задумались, о том, как им обмениваться контентом. Так в 1996 году был представлен IFC формат, который и по сей день развивается. В международной практике только IFC является единственным источником, через который передается информация.
Да, нативный формат должен быть обязательно. Это прописано в ЕИР и в BEP, в конечном счете через IFC передаётся вся информация, сводится и кодируется. Похоже, время моновендорной среды окончательно уходит в прошлое, и пора всем научиться работать с интероперабельностью.
У меня нет цели рекламировать какие-то конкретные решения, более того, я реалист и адекватно оцениваю текущие проблемы. Но, надо отдать должное нашим разработчикам, у многих из них есть конвертеры IFC, причем достаточно хорошего качества. Хочу акцентировать, что когда мы говорим о целостной модели, нужно понимать следующее: в соответствии с разными задачами должен выгружаться разный набор информации. Таким образом, для задач коллаборации или проверки на коллизии, задач строительства, получения ведомостей объёмов работ и т.д. потребуются свои наборы данных. При всем удобстве, стоит отметить, что IFC – непростой формат, с ним нужно разбираться, чтобы грамотно обмениваться информацией.
А еще недавно раскопали классную штуку – Model View Definition, который предоставляет собой набор требований к программному обеспечению, в соответствие с которым осуществляется обмен данными. Интересно, что определения модельного вида задаются заинтересованными организациями или группами специалистов. Иными словами, мы сами определяем информацию, которую выгружаем для своего заказчика.
Что ожидает Заказчиков и проектировщиков в ближайшие полгода
Я попытался смоделировать, что будет происходить в этой области на протяжении 3-6 ближайших месяцев. Еще совсем недавно я не мог дать никаких прогнозов, но теперь картина начала прорисовываться.
Итак, у нас есть два типа заказчиков и проектировщиков: коммерческие и санкционные. Я уже упоминал, сколько компаний попали по санкции. Например, весь коммерческий сектор продолжает работать, создавать проекты, выполнять свои обязательства. Многие нашли для себя способ решения проблемы в части локального инструментария, но не сетевого. Я уже знаю, что скоро этот выход найдется, причём в виде инструментов. Короче, такие компании сидят и ждут.
Что остается делать тем, кто попадает под санкции, и инструментарий, с которым они ранее работали, попросту блокируется? Лишь одно – менять инструменты, и на данный момент ничего с этим поделать нельзя.
Но возможны ли такие изменения на самом деле? Ответ простой:
- да, если у компании есть финансовые средства
- нет, если таких средств нет (компании придется уйти с рынка и оставить этот бизнес)
Государственная поддержка бизнеса
Сегодня много говорят о поддержке экономики со стороны государства в условиях санкций. На самом деле, сейчас много разнообразных программ, но нужно разбираться, есть ли такие, которые подходят для вас.
Одну из них мы даже успели опробовать до ее завершения в июне. Речь идет о московской программе по субсидированию обучения сотрудников, в рамках которой предоставлялась компенсация до 95% затрат.
А со своей стороны, Академия БИМ как одна из ведущий компаний в области внедрения BIM-технологии, продолжает разрабатывать плагины, дополняющие недостающий функционал базового ПО, создаём модели и обучаем.
Может сложиться впечатление, что ничего не случилось, на самом деле, это не так. Мы пристально изучаем отечественные продукты, оцениваем качество каждого, открыто озвучиваем разработчикам недоработки и слабые места.
В частности, мы обратили внимания российских вендоров на нехватку публичных wish-листов. Если бы они были опубликованы на сайтах (неважно у кого – у Ренги, у Нанософта, других разработчиков), было бы проще. Ведь когда человек берёт новый инструмент, ему сложно разобраться, даже если у него уже есть некая экспертность.
Так или иначе, мы движемся в направлении освоения и применения отечественных разработок. Да, вопросов больше, чем ответов, идём мелкими шагами, то глядя вперед, то оглядываясь назад. Тем не менее, мы будем поставлять отечественный софт и внедрять BIM-технологию на российском ПО.
Повторюсь, сейчас у тех, кого «накрыло» санкциями, нет других вариантов развития, кроме как внедрение новых отечественных инструментов и технологии информационного моделирования. Известно, что во время кризисов многие сворачивают программы внедрения и модернизации, а это в корне неверно. Компании, которые не остановятся, выживут и разовьются.
Мы же со своей стороны поможем определить цели внедрения BIM в компании, создать план внедрения, подготовить пакет регламентирующих документов, обучить сотрудников, поставить новое отечественное ПО и вывести Вашу компанию в лидеры строительного рынка.