Новостной контент
Интересно, какое ПО будут использовать, когда приступят к следующим стадиям проектирования?
Марс – это пустыня, где пока нет ни одной человеческой постройки, ни одного фонаря, ни одной таблички «не курить». Но замыслы по его освоению давно вышли за пределы фантазии и прорабатываются очень серьезно. И нет, речь не только об Илоне Маске и NASA, но и о нашей стране.
Конечно, в России ключевым игроком в этой области является «Роскомос», который еще в 2017-м заявил, что в 2019 году начнет готовиться к полету на Красную планету. Но корпорация не одинока, и как стало известно, вовсю ведется не только подготовка полета, но и разработка концепции будущей станции на Марсе.
Кто попадет на Марс первым?
Планы колонизации Марса поистине амбициозны. Так в заявлении, сделанном Илоном Маском весной этого года, компания SpaceX, владельцем которой он является, в течение 20 – 30 лет собирается создать цивилизацию на Марсе, полностью автономную от Земли. Уже к концу 2026 года предполагается запустить космический корабль Starship с роботом Optimus, а если все пройдет успешно, в 2029 – 2031 годах туда сможет отправиться экипаж астронавтов.
NASA тоже рассматривает возможность космической экспедиции в 2026 и 2028 годах, потому что в указанный период произойдет максимального сближения Земли и Марса. Как сказала представитель Агентства Бетани Стивенс, это требуется, «чтобы протестировать технологии, позволяющие высадить людей на Марс» (подробнее читайте в материале американской медиа-компании Politico).
Если идеи NASA будут реализованы, SpaceX получит серьезный шанс стать главным подрядчиком по доставке миссии на Марс.
Когда появится внеземная база, и в какую сумму это выльется?
Как сообщает АН «Строительный бизнес», ученые Московского государственного строительного университета и Российской академии архитектуры и строительных наук вместе со студентами и аспирантами трудятся над серией работ, посвященных будущей станции на Марсе, в рамках которых даже рассматривается возможность строительства там атомной электростанции.
Правда, пока только идет сбор и изучение информации по сейсмической активности Марса, температуре, атмосфере, составе грунта, уровне радиации и т.д. Когда приступят к собственно проектированию, пока непонятно.
Но логично, что подход к созданию внеземных объектов архитектуры должен учитывать особенности рельефа. По мнению инженера НИИ Строительной Физики РААСН Владислава Флоренского, стоит адаптировать природные тоннели и полости, так называемые лавовые трубки, а наземную часть сделать в виде куполов и усеченных конусов.
По предварительным прогнозам наших ученых, в 30-е годы 21-го столетия начнут действовать роботизированные разведчики, к 40-м перейдут к пилотируемым экспедициям, а первая постоянная колония появится не раньше 2070-го.
Что касается затрат на строительство марсианской базы, то специалисты МГСУ и РААСН оценили их примерно в 9 трлн рублей! Невероятно дорого. Но в принципе понятно.
Софт для проектирования: отменят санкции или российское ПО «дорастет» до нужного уровня?
Вот мы подходим к вопросу о программных продуктах, в которых собираются работать наши соотечественники.
На концептуальной стадии и даже на стадии эскизного проекта, где нет необходимости в глубокой детализации, не нужны сложные CAD-системы, а тем более BIM. Можно обойтись простыми инструментами для примерных эскизов или 3D-моделей, визуализации и презентации. Кстати, можно найти бесплатные и разрешенные к применению в России решения.
Но что с дальнейшими разделами, которые должны учитывать архитектуру, инженерку, расчёты нагрузок, материалы, логистику и даже эксплуатацию объекта еще до того, как на Марсе начнут рыть первый котлован или спустятся в первую лавовую трубку?!
По сути, ещё до того, как кто-либо увидит Марс своими глазами, станция там должна полностью «существовать» в цифровом виде. И это вам не типовая многоэтажка в рамках реновации!
Интересно, что по этому поводу думают официальные органы, настойчиво предлагающие проектировщикам переходить на отечественное ПО? Может, что к тому времени, как начнется проектирование российские разработчики проектного софта и BIM-систем доведут свои продукты до ума? Или что изменится ситуация в мире, санкции отменят, и проектировщики вернутся к Revit и иже с ним?
Вопрос остается открытым, а пока суть да дело, концепт обрастает деталями.