Новостной контент
Ответы Генерального директора Академии BIM Александра Осипова в рамках проекта Mashnews.
Несколько дней назад стало известно, что в Правительстве России приступили к разработке системы субсидирования для компаний, внедряющих российское программное обеспечение и аппаратные средства. Эта инициатива направлена на поддержку отечественных разработчиков и производителей и снижение зависимости от импортных технологий. Ожидается, что компенсация расходов на приобретение отечественных продуктов стимулирует развитие национальной IT-индустрии. Но так ли все радужно?
Проект Mashnews организовал серию интервью, чтобы узнать мнение экспертов, среди которых был и Александр Осипов, о причинах низких темпов импортозамещения и об эффективности нового налогового вычета.
Почему ПО и программно-аппаратные комплексы (ПАК) до сих пор закупаются за рубежом?
А.О. Программное обеспечение – это отдельная тема разговора, а если говорить о ПАК, то ответ очевиден – все дело в комплектующих. Конечно, всем нам хотелось бы увидеть отечественные планшеты и ПК, но! Выпуск собственных ПАК станет возможным, когда в России появятся заводы по производству комплектующих. И они уже появляются, только это очень долгая и кропотливая работа.
Пока же мы не имеем отечественных аналогов процессоров, видеокарт, памяти, материнских плат, жестких дисков достаточной производительности, а некоторые комплектующие в принципе не производятся в нашей стране. Вот и приходится использовать иностранные компоненты в отечественных корпусах, как, например, для производства панельного компьютера ОРИОН ПК-Э-021-08.
Кого можно назвать основными зарубежными поставщиками?
А.О. Однозначно не скажешь. Скорее, это параллельный импорт, т.к. поставка напрямую комплектующих для ПК невозможна из-за санкционного давления. Я знаю, что некоторые крупные игроки российского рынка размещают заказы на азиатских фабриках, а некоторые производят на отечественных предприятиях.
Как сейчас правительство стимулирует закупки ПО и ПАК внутри страны?
А.О. Не слышал ни о каких мерах в контексте ПАК, а что касается ПО, то существует программа субсидирования, но она касается только облачных решений. А что делать проектировщикам, строителям, девелоперам, которые работают на стационарных компьютерах и часто в закрытом контуре? Для них не предусмотрено никаких субсидий на закупку и внедрение ПО, хотя, разговоры об этом ведутся более двух лет.
Российские проектные и девелоперские компании нуждаются в снижении затрат, связанных с переходом на отечественное ПО, и субсидирование стимулировало бы многих из них сделать этот шаг. Но нужно понимать и последствия: процесс замены зарубежных решений на отечественные не ограничивается просто закупкой ПО: потребуются радикальные изменения привычных бизнес-процессов, которые на первых порах приведут к увеличению сроков, соответственно, и стоимости проектирования.
Как еще можно исправить ситуацию?
А.О. В части техники, вероятно, стоит обратить внимание на опыт Китая, который развил свою микроэлектронику через копирование, создав собственные телефоны, компьютеры и другие гаджеты как для внутреннего рынка, так и на экспорт.
При этом необходимо ориентироваться не только на промышленность, использующую отечественные компоненты микроэлектроники, но и работать с потребительским рынком, который избалован качественными иностранными продуктами. И главное, нужно не просто догонять, но и думать о развитии технологий.
В области ПО ситуация несколько лучше. Отечественные вендоры уже создают решения, соответствующие уровню иностранных аналогов и даже опережающие их, например, NanoCAD, который по многим параметрам превосходит AutoCAD.
Несмотря на это, коммерческие компании все еще неохотно переходят с одной 2D платформы на другую.
Полагаю, подключение субсидирования, введение специального налогового вычета и комплексная поддержка со стороны государства могут способствовать успешному переходу на российское ПО и ПАК.