фон

Проверка моделей на коллизии

Новостной контент

Любой специалист, имеющий отношение к проектированию и использующий современные технологии, с уверенностью скажет, что наиболее важной задачей информационного моделирования зданий (BIM) является предотвращение коллизий. Это и понятно: цена таких ошибок слишком высока, и это может обернуться огромными потерями – времени и денег – как во время строительства, так и в процессе эксплуатации готового объекта.

Вот почему проверка коллизий является критически важной, ведь она направлена на раннее выявление и предотвращение конфликтов или пересечений между различными элементами модели, сокращение финансовых и временных потерь.

Виды коллизий

Наиболее частые коллизии возникают между несущими конструкциями и трассами инженерных коммуникаций, если при проектировании заранее не были предусмотрены технологические отверстия или ниши для прокладки сетей.

Коллизии в BIM-моделях классифицируются по своему характеру и степени влияния на проект. Понимание их специфики необходимо для корректной настройки процесса обнаружения и фильтрации результатов.

  1. Физическая коллизия. Наиболее очевидный тип, представляющий собой прямое геометрическое пересечение статических элементов (например, трубы и балки). Такие конфликты следует устранять в обязательном порядке.
  2. Интеллектуальная (логическая) коллизия. Элементы не пересекаются физически, но расположены таким образом, что нарушают логику функционирования или эксплуатационные требования (например, труба, перекрывающая доступ к дверному проему, или электрический щиток, смонтированный в нише для встроенной мебели). Их сложнее выявить автоматически, так как они не всегда видны при визуальном осмотре.
  3. Пространственно-временная коллизия (4D). Возникают при учете фактора времени, например, при составлении плана последовательности строительно-монтажных работ, когда временные конструкции, движущаяся техника, перемещающиеся по площадке рабочие могут пересекаться с постоянными элементами.

Помимо типологии конфликтов по их природе, коллизии также классифицируют по степени критичности для проекта.

Согласованные коллизии — это пересечения, которые не являются ошибкой, зафиксированы в документации и не требуют исправлений. Например, пересечение металлического кабель-канала с гипсокартонной перегородкой. В модели трасса канала проходит через конструкцию, что технически является коллизией, но участники проекта заранее согласовали этот момент: в перегородке предусмотрен монтажный люк для обслуживания.

Несогласованные коллизии — критические ошибки, делающие физическую реализацию объектов невозможной и требующие обязательного устранения. Пример – столкновение несущей балки с системой вентиляции, где ни один из элементов не может быть перемещен без изменения проектных решений.

Для эффективного управления поиском и классификацией используется матрица коллизий — таблица, которая определяет, какие типы элементов необходимо проверять на пересечение между собой и с какими допусками. Это позволяет избежать «ложных срабатываний» и сконцентрироваться на критически важных конфликтах.

Принцип проверки модели

Процесс проверки коллизий представляет собой последовательность строго регламентированных действий, направленных на комплексное обнаружение всех типов конфликтов. Современный подход базируется на BIM-технологии, позволяющей интегрировать 3D-модель всех дисциплин в единую среду.

Современные программные комплексы, такие как Autodesk Navisworks, Tekla Structures и отечественный Tangl control, предлагают мощный функционал для автоматизированной проверки и обнаружения пространственных конфликтов.

Основные этапы проверки 

  1.       Подготовка и настройка: Определение целей анализа, формирование правил и критериев для поиска. На этом этапе создаются и настраиваются поисковые наборы — группы элементов, которые будут проверяться на пересечения (например, «Воздуховоды» и «Строительные конструкции»). Важно задать допуски и фильтры, чтобы исключить из отчета незначительные или запланированные соприкосновения.
  2.       Запуск автоматизированной проверки: Программное обеспечение проводит анализ выбранных наборов на основе заданной матрицы коллизий. Инструмент сканирует геометрию элементов и идентифицирует точки их конфликта.
  3.       Анализ результатов и формирование отчета: Система генерирует детальный отчет, в котором каждая коллизия визуализируется и сопровождается информацией об участвующих элементах. Ответственные специалисты (BIM-координаторы, инженеры) анализируют отчет, присваивают статусы («Найдено», «Исправлено», «Не требует исправления»), назначают исполнителей и добавляют комментарии.
  4.       Итеративное устранение и повторная проверка: Замечания передаются проектировщикам для исправления. После внесения правок процесс проверки повторяется до тех пор, пока все критичные конфликты не будут устранены. Это циклический процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Важным преимуществом автоматизации является возможность интеграции в единую среду данных, как вариант, можно использовать сервис Tangl control. Это позволяет не только находить геометрические пересечения, но и выявлять объекты, полностью находящиеся внутри других, что сложно сделать традиционными методами. Кроме того, такие системы позволяют накапливать шаблоны и повторно использовать их на разных проектах, обеспечивая единство подходов и стандартов качества.

Таким образом, проверка на коллизии – это неотъемлемая часть современного проектирования, обеспечивающая эффективность и рентабельность строительства. Грамотно выстроенная проверка позволяет минимизировать риски и гарантировать, что проект соответствует требованиям заказчика и нормативным документам.

Читать следующую новость

Цифровая информационная модель

Цифровая информационная модель Цифровая информационная модель...